ГЛИССАДНЫЕ РАДИОМАЯКИ И РАДИОПРИЕМНИКИ
зЦ’.По своему принципу действия глиссадные радиомаяки (ГРМ) и иемники (ГРП) очень похожи на КРМ и КРП ИЛС. Они е используют принцип двойной амплитудной модуляции. Глис — „…ые радиомаяки и радиоприемники работают в диапазоне час — Щ 328,6 —335,4 Мгц; частоты модуляции /і = 90 и /2= 150 гц.
»’Излучение ГРМ образует в пространстве два пересекающихся ®ВДя (рис. 2.16). Равносигнальная зона лежит в заданной плоско- ейа снижения, образуя с горизонтальной плоскостью угол 0~2,5-ь #?.При этом в системе ИЛС над равносигнальной зоной преобла — Tfjjjfr сигнал с частотой модуляции 90. г%-а-в-€-ЕНб0“Я’Г50 ‘гц.
‘1 > .1. -**•»** ‘ £5
Коэффициенты глубину модуляции ГПц1 И ГП2г меняются в зависимости от угловой координаты £, отсчи — тываемой от линии глиссады снижения — линии пересечения равносигнальной зо — ны ГРМ с плоскостью посадочного курса. Оптимально линия глиссады снижения должна точно совпадать с заданной траекторией захода на посадку.
На борту самолета ГРП, на выходе которого установлен нуль — прибор с горизонтальной глиссадной стрелкой, измеряет разность глубин модуляции обоих полей, вырабатывая ток, пропорциональный этой РГМ.
Когда самолет (точнее — антенна ГРП) находится на линии глиссады (в плоскости снижения), являющейся геометрическим местом точек, в которых РГМ = 0, ток на выходе ГРП равен нулю и стрелка нуль-прибора находится в нулевом положении.
При отклонении от глиссады снижения в пределах некоторого сектора РГМ меняется по линейному закону, благодаря чему каждому угловому отклонению самолета от глиссады снижения соответствует определенное положение стрелки нуль-прибора. За пределами линейного участка РГМ продолжает нарастать, достигая некоторого экстремального значения. После этого РГМ уменьшается, находясь выше определенного значения в пределах некоторого рабочего сектора.
Сигналы несущей частоты, модулированной частотами Яі = 2л/і и Я2=*2я/2 (рис. 2.17), излучаются антенной системой, состоящей в простейшем случае из двух элементарных антенн, расположенных одна над другой на высоте hB и hu.
На формирование характеристик направленности поля ГРМ очень большое влияние оказывает земная поверхность, что выражается, в частности, в многолепестковости характеристик антенн и искривлении равносигнальных зон.
Многолепестковость характеристик приводит к появлению ложных равносигнальных зон, имеющих значительно больший угол наклона к земной поверхности, чем у плоскости снижения.
Соответствующими меро-
мриятиями по формированию характеристик излучения антенн до — 4іиваются того, чтобы ближайшая ложная равносигнальная зона отстояла от глиссады снижения на угол не менее 12°.
Для уменьшения искривлений равносигнальных зон используют ГРМ, работающие с опорным нулем, и двухчастотные ГРМ, аналогичные по принципу действия соответствующим КРМ, подробно рассмотренным выше.
Антенна ГРМ (рис. 2.18) имеет высоту ~ 15 м и потому является летным препятствием, не позволяющим расположить ее вблизи от ВПП.
Глиссадный радиоприемник не. имеет каких-либо принципиальных отличий от КРП с ДВОЙНОЙ амплитудной модуляцией (см. рис. 2.8).
V Глиссадная стрелка нуль-прибора отклоняется на крайние от — ЯІІетки (верхнюю и нижнюю), ког — Йа самолет находится на краю лектора глиссады снижения, ко — ф)рый представляет собой гео — Щётрическое место точек, наибо — ‘,^jgree приближенных к линии данной глиссады, где РГМ равна 10,175.
Перейдем к рассмотрению Других основных характеристик ГРМ и ГРП. Сделаем это при — ; ІЙвнительно к системе ИЛС.
V’. Угол наклона глиссады снижения 0, установленный для конкретного аэродрома, должен поддерживаться с точностью 7,5% ГРМ I и II категорий и 4% —Ш ‘ категории. При этом нижняя прямая часть глиссады снижения должна проходить базовую точку ИЛС (15 м) с точностью ±3 м.
Для ГРМ I категории амплитуда искривлений глиссады снижения (РГМ) не должна превышать 0,035 на всем участке от внешнего предела дальности до •точки С ИЛС. Для ГРМ II и III категорий этот допуск действует от точки А ИЛС. На участке от точки А до точки В ИЛС мшлитуда искривления умень
шается по линейному закону от РГМ = 0,035 в точке А до РГМ = 0,023 в точке В. От точки В до точки С ИЛС амплитуда искривлений не должна превышать 0,023.
— Дальность действия ГРМ составляет не менее 18 км в секторах е = ±8° в горизонтальной плоскости и секторе, ограниченном углом, равным 1,750 вверху и 0,450 внизу, или таким наименьшим углом, в котором РГМ=0,22 в вертикальной плоскости.
Угловая ширина сектора глиссады снижения £о является функцией угла 0 и меняется в широких пределах. В значительных пределах может изменяться и чувствительность к угловому отклонению от линии глиссады снижения:
с _ Am (С)
где St — чувствительность к угловому отклонению;
Дтс — РГМ в некоторой точке сектора глиссады снижения, лежащей вне линии, глиссады;
С—угловое отклонение от линии глиссады снижения, в которой определяется РГМ.
Обычно характеристики чувствительности к угловым отклонениям от линии глиссады снижения определяются в пределах полу — секторов глиссады. Этот полусектор представляет собой сектор в вертикальной плоскости, содержащей глиссаду снижения и ограниченный геометрическими местами точек, наиболее приближенных к ее линии, в которых РГМ=0,0875.
Для ГРМ I категории ширина полусектор а глиссады снижения может меняться в пределах от 0,14 до 0,280, причем обе части полу — сектора над глиссадой снижения и под ней должны быть в пределах 0,07—0,140.
Для ГРМ II категории ширина полусектора может варьироваться в диапазоне 0,17—0,280, в том числе над глиссадой снижения — в пределах 0,07—0,14 0 и под ней в пределах 0,10—0,14 0. Для ГРМ III категории ширина полусектора составляет 0,20—0,28 0, причем обе части полусектора должны иметь ширину 0,12±0,02 0.
В практике широко используется характеристика чувствительности выходного сигнала эталонного ГРП к угловому отклонению от глиссады снижения, так называемая крутизна глиссад — ной зоны:
где S іс —крутизна курсовой зоны; / — ток на выходе эталонного ГРП при отклонении от глиссады снижения на угол £.
При расчете допустимого диапазона крутизн глиссадных зон ‘ходимо учитывать допуск на изменение крутизны по отноше — к номинальному значению. Для ГРМ I категории этот допуск гавляет ±25% от установленного номинального значения, для VI II категории — ±20% и для ГРМ III категории — ±15%. Определяя возможный диапазон крутизны выходного сигнала П, следует также иметь в виду допуск на точность определения М глиссадным радиоприемником, который на границе полусек — а составляет 1.3,5% (РГМ=Ю,012). Кроме того, следует учиты — возможные погрешности из-за несовершенства контрольно-по — очной аппаратуры для ГРМ и ГРП, неточности измерений и т. п. ,С учетом всех этих факторов можно полагать допуск на изме — їє крутизны в глиссадном тракте «Борт — земля», равным 40%. ‘четом этого для глиссад снижения с углом наклона 0 = 2,7° диа — ‘/и Si. = 200-4-925 мка/град.
казанные величины относятся к отечественным ГРМ, работаю — с нуль-приборами, стрелка которых отклоняется на крайнюю “ку при токе /=250 мка. Если эталонный ГРП работает на — прибор, рассчитанный на /=150 мка, то все указанные выше ния Si. должны быть уменьшены на 40%.
‘огда самолет находится на линии глиссады снижения (РГМ = »выходной ток ГРП не превышает величины, соответствующей *=0,014 для ГРП I категории и РГМ=0,007 —для ГРП II кате-
излучении ГРМ, как и в излучении КРМ, имеются вьгсокочас — ге помехи. Они являются следствием главным образом неров — „й земной поверхности, участвующей в формировании характе — г;~ки направленности излучения. Для уменьшения флуктуаций дного сигнала ГРП применяется дополнительный выходной ;тр. С учетом его передаточная функция ГРП имеет вид:
^рП —общий коэффициент усиления ГРП с фильтром;
Тф — постоянная времени фильтра.
^ак уже указывалось ранее, постоянная времени должна быть южности меньшей, около Гф = 0,1—0,3 сек. У ГРП старых рукций Гф« 1 сек.